Новости

Thumbnail Сегодня в лицее прошел "Урок добровольчества" для 6 классов. Урок провела руководитель...
Thumbnail Уже в эту пятницу лицей примет участие в Международной образовательной акции "Каждый день горжусь...
Thumbnail ПОСВЯЩЕНИЕ АКТИВИСТОВ9 декабря наши лицеисты побывали на посвящении в активисты Российского...

 



   

Информационная безопасность школьников

Греческий философ и математик Архимед сказал: "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир". Сегодня мы с уверенностью можем сказать: Интернет – это та точка опоры, которая позволит перевернуть мир культуры и образования.

Понятия "виртуальная культура", "всемирная паутина", "сеть сетей" и т.п. прочно закрепились в нашем сознании, а сам феномен Интернет стремительно проник в нашу профессиональную и бытовую реальности, разрушив территориальные и временные границы, сделав нашу жизнь более разнообразной и информативной. Совершенно очевидно, что новое столетие – это время нового состояния культуры, сложного и противоречивого, время становления культурной модели информационного общества.

Но существует и обратная сторона медали. Сегодня мы поговорим о том какую угрозу несет интернет подросткам.

Итак, какие бывают виды онлайн угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического, нравственного здоровья и полноценного развития ребенка.

1. Обилие откровенных материалов сексуального характера.

Многочисленные видеоролики и снимки с так называемой «жесткой эротикой», в том числе содержащие информацию о сексуальных извращениях, могут дезориентировать ребенка, ранить его психику. Интернет зачастую дает неверное представление о сути интимных отношений между людьми, эксплуатирует и извращает естественное любопытство детей.

2. Появление виртуальных знакомых и друзей, среди которых могут оказаться педофилы и извращенцы, мошенники и хулиганы, а виртуальное хамство и розыгрыши могут закончиться киберпреследованием и киберунижением, доставив объекту травли множество страданий.

Обратите внимание на новые понятия, которые обозначают некоторые виды угроз.

В последние годы получили распространение такие общественно опасные посягательства на личность несовершеннолетнего в сети, как кибербуллинг (cyberbullying) – нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Наиболее опасными видами кибербуллинга считаются киберпреследование – скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д., а также хеппислепинг (Happy Slapping – счастливое хлопанье, радостное избиение) – видеоролики с записями реальных сцен насилия. Эти ролики размещают в интернете, где их могут просматривать тысячи людей, без согласия жертвы.

Встречается в виртуальной среде и так называемый буллицид – доведение ребенка до самоубийства путем психологического насилия.

Особенно опасным может стать груминг – установление дружеских отношений с ребенком с целью личной встречи, вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации. Такие знакомства чаще всего происходят в чате, на форуме или в социальной сети. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник, чаще всего представляясь сверстником, входит в доверие к ребенку, а затем пытается узнать личную информацию (адрес, телефон и др.) и договориться о встрече. Иногда такие люди выманивают у детей информацию, которой потом могут шантажировать ребенка, например, просят прислать личные фотографии или провоцируют на непристойные действия перед веб-камерой.

3. Опасная для детей информация, способная причинить серьезный вред их здоровью, развитию и безопасности. Может содержаться на электронных ресурсах, содержащих материалы экстремистского и террористического характера.

4. Особую опасность представляют для незрелой психики детей электронные ресурсы, созданные и деструктивными религиозными сектами.

5. Доверчивость и наивность детей нередко используют в своих целях компьютерные мошенники, спамеры, фишеры. Несовершеннолетние скачивают неизвестные файлы, которые могут оказаться вирусами или содержать незаконную информацию.

Недостаточно информированный об опасностях в сети ребенок может сообщить злоумышленнику номер кредитной карточки родителей, пароль от электронного кошелька, свой настоящий адрес и многое другое.

6. Пропаганда наркотиков, насилия и жестокости, суицидального поведения, абортов, самоповреждений может быть весьма опасной для неокрепшей детской психики. Помимо указанной информации в Сети есть немало сомнительных развлечений, таких как онлайн-игры, пропагандирующие секс, жестокость и насилие, требующие немалых финансовых вложений. Дети бывают вовлечены в азартные игры в сети.

7. Психологами отмечается интернет-зависимость среди подростков, которая появляется в навязчивом желании неограниченно долго продолжать сетевое общение.

8. Опасность для детей представляют также социальные сети и блоги, на которых ребенок оставляет о себе немало настоящей информации, завязывает небезопасные знакомства, нередко подвергается незаметной для него деструктивной психологической и нравственно-духовной обработке.

Злоумышленникам особенно легко искать своих несовершеннолетних жертв с помощью таких сайтов как «В контакте|», «Одноклассники» и «Мой мир». Совершенно не стесняясь, педофилы создают свои группы и сообщества прямо в социальных сетях, выкладывают в открытый доступ фото и видео-материалы порнографического содержания.

9. Дети все чаще используются дельцами от порнобизнеса в качестве моделей для детской порнографии.

Главное средство защиты от педофила – ребенок должен твердо усвоить, что виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными. То есть – никаких встреч в реальном мире с теми друзьями, которых он приобрел в интернете. По крайней мере, без родительского присмотра. Такова характеристика угроз каким образом это можно попытаться «лечить» применительно к интернету.

В первую очередь конечно это информационно-просветительская деятельность, которая должна учитывать целый ряд факторов, она должна носить характер не только повышения квалификации тех специалистов, которые непосредственно работают с детьми и детским контентом, но она должна так же воздействовать на формирование грамотного и ответственного сознания у детей и родителей. И в данном случае очень высока роль школы, как транслятора позитивных воспитательных ценностей: школа является очень важным каналом для распространения подобной просветительской информации.

Итак что же должны знать родители.

1. Родители должны быть первыми, к кому ребенок придет с проблемой. Однако очень часто случается наоборот. Почему так происходит? Чаще всего дети не обращаются за помощью к родителям, потому что те слишком остро реагируют. Нередко дети считают, что после того как выложат маме и папе всю правду, станет только хуже: родители позвонят другим родителям, начнут разбираться с другими детьми или ограничат доступ к интернету. Или же наоборот – реакция будет слишком легкомысленной: «Ну и пусть обзываются. Не обращай внимания, это все глупости!» На деле же «глупостями» можно нанести ребенку настоящую рану или даже психотравму с серьезными последствиями. Не секрет, что отдельные случаи кибербуллинга в мире завершались самоубийствами детей и подростков. Научитесь слушать.

 2. Создайте вокруг ребенка атмосферу безопасности. Если интернет-пространство кажется ему чужим и агрессивным, пусть ребенок чувствует себя спокойно рядом с вами. Оказывайте ребенку поддержку и проявляйте любовь.

 3. Если вы понимаете, что Ваш ребенок «интернет – зависим» и это приобретает серьезный оборот вам необходимо прибегнуть к помощи психолога.

Далее прилагаем советы, рекомендации для родителей которые помогут им защитить детей от негативной информации.

 Как можно предотвратишь негативные последствия неграмотного пользования Интернетом детьми?

Научите ребенка не давать личную информацию (имя, адрес, номер или адрес школы, место работы родителей и их рабочий телефон), особенно в чатах и на досках объявлений.

Будьте в курсе электронной почты, которую получают ваши дети, а также используемого пароля. Увы, все мы знаем, что читать чужие письма нельзя, но в данном случае это правило нарушить не помешает.

Предупредите, что нельзя открывать подозрительные послания электронной почты, файлы, приложения или веб-страницы от незнакомых или сомнительных людей.

Научите детей не организовывать встреч со своими знакомыми по интернету. Объясните, что люди в чатах не всегда те, за кого себя выдают, и в реальной жизни могут сильно отличаться от того, какими они кажутся в интернете. Предупредите, что если ребенок все же решится на встречу, то пусть назначает ее в общественном месте и обязательно предупредит родителей. Лучше, если вы поедете вместе.

Держите компьютер там, где вам удобнее контролировать его использование. Установите четкие требования насчет пользования компьютером и Интернетом, и всегда требуйте их выполнения.

Регулярно проводите время в интернете вместе с вашими детьми для того, чтобы узнать, чем они там занимаются и что их интересует. Постарайтесь установить атмосферу доверия и взаимопонимания. Не вините их за неприятные случаи в интернете, чтобы ребенок не стал их от вас скрывать, боясь наказания. Попросите их показывать все полученные сообщения, которые им неприятны.

Скажите ребенку, что нельзя отвечать на оскорбительные или опасные послания по электронной почте, в чатах. Веб-сайты, на которых они чувствуют себя дискомфортно, необходимо незамедлительно покидать.

Лучший способ защитить детей заключается в установке компьютеров в местах сбора всей семьи, но не в детских комнатах. Таким образом, родители могут иногда поглядывать через плечо ребенка, не будучи ему в тягость. Младшие дети должны быть под контролем в любое время своего нахождения в Интернете.

Если есть возможность, купите специальную программу, которая дает взрослым возможность ограничивать доступ детей к нежелательным ресурсам в Internet. Программа контролирует действия ребенка и проверяет контент каждой посещенной страницы в Интернете. Если она обнаруживает подозрительную информацию (порнография, насилие).

Перейти на версию для слабовидящ